Материалы к уроку.
Технологическая карта урока
Тема : «Использование свойств прямоугольного треугольника при решении задач»
Класс: 9
Тип урока: обобщающий
Цель : Обобщение материала и выделение опорных задач курса геометрии 7-9 по теме «Прямоугольный треугольник» формирование коммуникативной и информационной компетентности
Задачи:
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, память.
- Развивать познавательный интерес. Способствовать пониманию необходимость интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, аргументировать свою точку зрения
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- уметь применять свойства прямоугольного треугольника и сопутствующих с ним понятий
- уметь применять свойства вписанных, центральных углов и касательной к окружности
Метапредметные результаты: уметь обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, уметь моделировать задачи на язык геометрии
Личностные результаты: уметь работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
Познавательные УУД: развивать умение ориентироваться в системе решений, самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи.
Регулятивные УУД: развивать умение самостоятельно формулировать цели урока, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять работу по плану, давать самооценку деятельности
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение и аргументировать его подтверждая теорией, организовывать работу в паре, использовать ИКТ, учитывать мнение других
Метод обучения: исследовательский, частично- поисковый метод и метод проблемного обучения, практический метод.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности: парная, групповая, самостоятельная.
Технология обучения: элементы проблемного диалога, ИКТ, BYOD, технологии групповой деятельности
- проектор, доска, компьютеры, мобильные устройства
Материалы: план-конспект урока, презентация, раздаточный материал
Приёмы: обсуждение, практическая работа, рефлексия, самопроверка.
Этап урока
|
Цель урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формы обучения
|
|
|
Создание благоприятного психологичес-
кого настроя на работу
|
Здравствуйте!
Слово какое чудесное,
Красивое,доброе,чуточку нежное
Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!
Я приглашаю вас в прекрасный мир математики. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и рукопожатием пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. И я дарю вам свою улыбку, пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
|
Поворачиваются друг к другу лицом, улыбаются, жмут руки
|
|
Организация учебной деятельности
Коммуникативные: умение слушать, планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками
|
Мотивация учебной деятельности
|
|
О математике существует очень много высказываний, я предлагаю вам прочитать одно, очень близкое мне по духу. Как видите здесь пропущены некоторые слова .предлагаю вам в течении 30сек . подумать, обсудить в группе и вставить пропущенные слова
Читаем оригинал высказывания
Математика и удовольствие? Вы получаете удовольствие от математики? Когда?
|
Читают высказывание на слайде 2 и в своих рабочих картах на столе
Обсуждают, отвечают устно
Работа в группах
Ответы детей
|
|
Организовывать работу в группе
|
Актуализация
|
Актуализация опорных знаний
|
Давайте попробуем получить удовольствие от решения задач .У вас на столах лежат листы с задачами открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ проанализируйте тексты задач и ответьте на вопросы: Какие типы задач вы видите? Применение каких теорем? Работаем 3 мин.
Стихотворение о прямоугольном треугольнике слайд 3
На самом деле в геометрии все темы перекликаются, но во всех задачах есть основной или фундаментальный материал на котором строится решение многих задач. Давайте вспомним эти теоремы слайд4
|
Читают и анализируют тексты задач индивидуально и в группах
Прямоугольный треугольник
Теорема Пифагора
Свойство катета лежащего против угла в 300, формула площади, свойство высоты и пропорциональные отрезки
|
Индивидуальная, групповая, фронтальная
|
Познавательные:
Умение анализировать, классифицировать, устанавливать аналогии
- выражение своих мыслей, аргументация
- самоопределение, саморефлексия
|
|
|
Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке? Какую цель мы себе поставим?
|
Решение задач с использованием свойств прямоугольного треугольника
|
|
- выдвигать версии, определять цель.
|
Первичное закрепление
|
Формирование умений использовать основные свойства прямоуголь
ного треугольника
|
Решаем задачи, проговаривая свойства, сопоставлям ответы .
Из букв на слайде составьте слово, что получилось?
Вы успешно справились с этими задачами Получили ли вы удовольствие? Почему?
|
-
Сопоставить ответы,
расшифровать слово
УСПЕХ (слайд 6)
Знали как решать
|
Устная работа
|
- анализировать, выделять главное, делать выводы, обоснованные рассуждения на простом уровне
Регулятивные :
Планировать деятельность используя ИКТ
Создавать устные ответы , работать в системе
|
Закрепление свойства вписанного треугольника
|
Формирование умений применять свойства на практике
|
Теперь посмотрите на следующую задачу
Что здесь вызывает затруднение?
Давайте вспомним свойство вписанного угла . Значит где лежит центр вписанной окружности?
|
Слайд 7
Радиус описанной окружности
Слайд 8
Центр вписанной окружности лежит на середине гипотенузы
|
|
- умение планировать решение
- умение анализировать, делать выводы
-
Умение слушать других
|
Психологическая разгрузка
|
Настроить на продуктивную работу
|
Мы переходим к следующему этапу урока, а любое дело лучше получается, если выполнять его с хорошим НАСТРОЕНИЕМ
Вы согласны со мной?
Давайте посмотрим на это слово с другой стороны
НАС –ТРОЕ-ние
Как вы думаете о чем речь? Я с удовольствием поделюсь с вами .
ДУША, РАЗУМ, ТЕЛО давайте разместим эти три компонента в вершинах треугольника.
Скажите, как мы выделяем прямоугольный треугольник из всех треугольников? значит этот угол важный
Какую из составляющих вы бы разместили в вершине прямого угла? (РАЗУМ)
Наше тело не может существовать без кислорода
( сядьте прямо, глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиды, беспокойство, неуверенность, забудьте о них . Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей ,замрите на несколько секунд.) Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы.
У Разума тоже свой кислород это Ответственность и Осмысление поэтому с ответственностью и осмысливая, что вы делаете приступим к решению задач, которые у вас на столах .
Но не забываем о Душе которой тоже необходим кислород кислород это Ощущения и Отношения работать мы будем в группах поэтому помните о тех кто рядом с вами , учитывайте мнение всех.
|
Слайд 10
Ответы детей
Прямой угол
Садятся ровно, вдох-выдох
|
|
|
Самостоятельное решение задач
Подведение итогов урока
|
Формирование умений решать задачи, применяя свойства прямоуголь
ного треугольника к решению задач
|
Решим задачи
Мы повторили с вами основные свойства прямоугольного треугольника теперь попробуйте сами решить задачи открытого банка ОГЭ которые у вас на листах.
Решать можно в любом порядке для работы у вас 7 мин.
Проверить решение можно, раскодировав QR- код ,который лежит у вас на столе
Поднимите руку кто поставил себе 5? 4? Спасибо, здорово вы хорошо поработали.
|
Слайд 11
Решают задачи на рабочих листах
Сканируют с помощью своих гаджетов QR- код, оценивают свою работу
|
Индивидуальная и групповая работа
|
анализирование текста задач
умение работать в группе
Планировать решение
саморегуляция( доводить решение до конца)
Личностные:
Формирование позитивной самооценки
Умение использовать мобильные устройства
- оценивание самостоятельной деятельности на уроках
-
умение анализировать и сопоставлять
|
|
|
Хлопните в ладоши кто получил удовольствие от сегодняшнего урока? Спасибо.
Приклейте стикер на ось математического удовольствия насколько полезной вы оцениваете информацию сегодняшнего урока для вас?
|
Хлопают в ладоши
приклеивают их на ось математического удовольствия.
|
|
оценивать степень и способы достижения целей
|
Домашняя работа
|
|
Есть очень много образовательных платформ для подготовки предлагаю вам одну из них-это Решу ОГЭ.
|
Получают ссылки на домашнюю работу
|
|
Использование ИКТ
|
Задачи открытого банка ОГЭ
- стр2 №9E0AF3
Сторона ромба равна 36, а острый угол равен 60°Высота ромба, опущенная из вершины тупого угла, делит сторону на два отрезка. Каковы длины этих отрезков?
Ht
- стр 3№ A88A43
Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60°, а расстояние от точки А до точки О равно8 .
- стр 4 № F6B3F6
В треугольнике ABC угол C равен ,
Найдите AB, .
Центр окружности, описанной около треугольника ABC, лежит на стороне AB. Найдите угол ABC, если угол BAC равен 75°. Ответ дайте в градусах.
- стр25 №341F31
В треугольнике ABC известно, что AC=40, BC=30, угол C равен 90° . Найдите радиус описанной около этого треугольника окружности.
- стр25 №F41AC3
На отрезке AB выбрана точка C так, что AC=80 и BC=2. Построена окружность с центром A, проходящая через C. Найдите длину отрезка касательной, проведённой из точки B к этой окружности.
- стр 38 №D9D8CC
Найдите тангенс угла В треугольника ABC, изображённого на рисунке.
- стр39 №C8980C
В треугольнике АВС углы А и С равны 20° и 60° соответственно.
Найдите угол между высотой ВН и биссектрисой BD.
- стр 50№ CABA26
Центр окружности, описанной около треугольника ABC, лежит на стороне AB. Радиус окружности равен 25. Найдите AC, если BC=48.
- Стр 85 BD5DF9
Катеты прямоугольного треугольника равны 35 и 120. Найдите высоту, проведённую к гипотенузе.
«Математика существует не для того, чтобы навязывать кому -либо тяжёлую работу.
Наоборот, она существует только для ... .
Для …… тех, кто любит … ……… … то, что он делает, или может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это ещё ... ."
(Р. Брингхерст)
Конспект урока 9 класс
«Использование свойств прямоугольного треугольника при решении задач»
Здравствуйте! Слово какое чудесное,
Красивое,доброе,чуточку нежное
Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!
Я приглашаю вас в прекрасный мир математики. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и рукопожатием пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. И я дарю вам свою улыбку, пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
О математике существует очень много высказываний, я предлагаю вам прочитать одно, очень близкое мне по духу.
Слайд 2
Как видите здесь пропущены некоторые слова ,предлагаю вам в течении 30сек . Какие бы слова вы вставили? Пожалуйста.
Слайд 2 Давайте прочитаем оригинал высказывания
Математика и удовольствие? Как могут быть связаны?
Вы получаете удовольствие от математики? Когда?
Для удовольствия анализировать?
Я предлагаю вам получить удовольствие от анализа текста , у вас на столах лежат листы с задачами открытого банка заданий ОГЭ сайта ФИПИ попробуйте проанализировать тексты заданий и ответить на вопросы: какие бы типы задач или задачи на применение какой теоремы вы могли бы выделить, в каких фигурах?
Работаем в группах 3-4 минуты обсуждаем варианты
Вы очень внимательные, правильно это прямоугольный треугольник
Слайд 3
Как символ вечного союза,
Как вечный символ ,знак простой,
Связала гипотенуза
Навеки катеты собой.
Путей окольных избегая
И древней истине верна,
Ты по характеру — прямая
И по обычаю — точна.
Скрывала тайну ты, но скоро
Явился некий мудрый грек
И теоремой Пифагора
Тебя прославил он навек.
Слайд 4 В геометрии все темы перекликаются, но во всех задачах есть основной или фундаментальный материал на котором строится решение многих задач. Прямоугольный треугольник
Эти теоремы являются фундаментом для решения многих задач и сегодня они нам помогут
Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке?
Какую цель мы себе поставим?
Давайте попробуем получить удовольствие от решения задач
Слайд 5 Решаем устно, проговаривая свойства
из букв которые вы видите слева составьте слово, что получилось?
Слайд 6
Да вы успешно справились с этими задачами
Вы получили удовольствие? А почему?(знали как решать)
Слайд 7
Предлагаю вам следующую
Какое здесь затруднение?
Какие еще теоремы вы увидели?
Слайд 8
Слайд 9 Вписанный угол, опирающийся на диаметр равен 90 , гипотенуза- диаметр описанной окружности
слайд 10
Мы переходим к следующему этапу урока, а любое дело лучше получается, если выполнять его с хорошим НАСТРОЕНИЕМ
Вы согласны со мной?
Давайте посмотрим на это слово с другой стороны
НАС –ТРОЕ-ние
Как вы думаете о чем речь? Я с удовольствием поделюсь с вами .
ДУША, РАЗУМ, ТЕЛО давайте разместим эти три компонента в вершинах треугольника.
Скажите ,как мы выделяем прямоугольный треугольник из всех треугольников?( прямой угол) значит этот угол важный
Какую из составляющих вы бы разместили в вершине прямого угла? (ТЕЛО)
Наше тело не может существовать без кислорода
( сядьте прямо, глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиды, беспокойство, неуверенность, забудьте о них . Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей ,замрите на несколько секунд.) Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы.
У Разума тоже свой кислород это Ответственность и Осмысление поэтому с ответственностью и осмысливая, что вы делаете приступим к решению задач, которые у вас на столах .
Но не забываем о Душе которой тоже необходим кислород кислород это Ощущения и Отношения работать мы будем в группах поэтому помните о тех кто рядом с вами , учитывайте мнение всех.
На решение у вас 7 мин.
Решение можно проверить по QR- коду и оценить себя.
Поднимите руки кто поставил себе 5? 4?
Хлопните в ладоши кто получил удовольствие от сегодняшнего урока? Спасибо.
Домашнее задание: у вас на столе лежит листок с ссылкой на один из образовательных порталов Решу ОГЭ, где я для вас составила вариант по сегодняшней теме, проверить правильность решения можно там же.
Ещё у вас на столе есть стикер при выходе приклейте стикер на ось математического удовольствия ответив на вопрос : на сколько полезной была информация сегодняшнего урока для вас?
А на память о нашем уроке я хочу подарить вам закладку для книг с тем материалом, который мы сегодня рассмотрели, с ссылками на образовательные порталы и с небольшим намёком- какую тему можно ещё рассмотреть как базовую для решения задач. Спасибо вам, с вами было очень приятно работать.
|